Добрый день, Олеся! Наконец-то решила написать про наш отдых, а то по возвращению в Москву никак не было возможности. Но уже задумываемся об отпуске, и мысли снова возвращаются к Италии. Наш выбор пал на Италию. Хотели совместить Рим и пляжный отдых. Выбрали Террачину . Нам рассказали знакомые, которые отдыхали в этом замечательном городке год назад. Связались по почте с Олесей. Из нескольких предложенных вариантов выбрали понравившуюся нам квартиру, забронировали и готово. Олеся... далее
Проведение работ
Пространственные решения
Акведук Карла III
Парк
Английский сад
Дачный домик и оранжерея
Озерцо и имитация развалин
Крытая галерея
Пасека Растения
Казерта – город в регионе Кампания на юге Италии.
Королевский дворец Казерта ( итальянский : Reggia ди Казерта ) это бывшая королевская резиденция в Казерте построенная для Бурбон, царей Неаполя . Это был самый большой дворец и одно из крупнейших зданий, построенных в Европе в 18 веке. В 1997 году дворец был назначен ЮНЕСКО объектом всемирного наследия, он был описан в своей номинации, как «лебединая песня барокко, от которого она приняла все функции, необходимые для создания иллюзии разнонаправленного пространства.
Около 1745 года молодой Карл III (1716 - 1788) принимает решение о строительстве новой королевской резиденции за пределами Неаполя. Решение было обусловлено многими причинами: Неаполь был очень уязвим для нападения со стороны моря, подвержен землетрясениям, чрезвычайно перенаселен, к тому же рельеф города не позволял разбить обширный парк. А по замыслу короля новый дворец и парк должны были ничем не уступать, но даже и превосходить самые модные и знаменитые резиденции того времени – Версаль и королевский дворец в Мадриде. По стечению обстоятельств, Карл III никогда не спал во дворце, так как отрекся от престола в 1759 году, чтобы стать королем Испании, и проект был доведен до конца его третим сыном и преемником Фердинанда IV Неаполитанского.
Первоначально обращаются к архитектору Николе Сальви (1697 - 1751), но тот вынужден отказаться из-за серьезных проблем со здоровьем, тогда выполнение проекта предлагают не менее известному архитектору – Луиджи Ванвителли (1770 - 1773), который тогда был занят в Риме реставрацией базилики Богоматери ангелов и мучеников (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri). Карл III испрашивает разрешение отозвать Ванвителли у папы Бенедикта XIV и тем временем приобретает у синьоров Казерты, семьи Аквавива, огромный участок земли за 489 тысяч дукатов, сумму немалую, но намного ниже реальной стоимости.
Ванвителли приезжает в Казерту лишь в 1751 году и немедленно приступает к работе, к ноябрю того же года проект уже готов. А 20 января 1752 года, в день рождения короля, состоялась торжественная церемония закладки первого камня. Разбивка парка начинается через год. Ванвителли, осознавая масштабность проекта, приглашает помощников себе из Рима: молодых архитекторов Франческо Коллечини (1723 - 1804) и Франческо Сабатини (1722 - 1797). Согласно хранящимся в архивах записям в 50-е годы 18 века на стройплощадке работают 2680 человек, среди которых местные жители, 458 охранников, 165 каторжников и 245 рабов-«турок». На самом деле «турок» означало лишь их мусульманскую веру, а родом они были большей частью из северной Африки и попадали в Неаполь через сицилийских работорговцев. Весь проект планируется завершить через 10 лет, но в 1759 году Карл III наследует испанский трон и покидает Италию. Его преемники, Фердинанд IV (1751 - 1825), Мюрат (1767 - 1815), Фердинанд II (1810 - 1859), продолжают строительство, но с гораздо меньшим энтузиазмом. В 1773 году умирает Ванвителли, и руководство строительством переходит к его сыну, Карлу. Дворец обитаем уже в 1780 году, но строительство продолжается до 1845.
Дворец имеет около 1200 комнат, включая два десятка государственных квартир, большую библиотеку, и придворный театр по образцу театра Сан Карло в Неаполе. Население Казерты было переселено на 10 километров от места строительства дворца.
Планировалось также возведение монументального проспекта, который должен был соединить Дворец и Неаполь, расположенные в 20 километрах друг от друга, но проект так и не был реализован из-за кончины Ванвителли.
В апреле 1945 года дворец стал местом подписания безусловной капитуляции Германских сил в Италии.
Проект представленный Ванвителли на шестнадцати выгравированных медных досках затрагивает не только дворец и прилегающие территории, но прочерчивает карту и облик нового города, который должен был вырасти неподалеку, намечает дороги, соединяющие его с соседними областями и, самое главное, рисует основу проекта- широкий проспект между Неаполем и большим водопадом, который берет начало от холмов Бриано, дабы соединить наилучшим образом новую столицу с далекой метрополией, проходя прямо через королевский дворец, отправную точку и единица измерения безграничной композиции, над которой он преобладает своей квадратной громадой и объемной внушительностью. (Рис.1) Дворец идеально соединен с Неаполем белой лентой, которая отрывается от водопада и, кажется, обозначает путь воды по направлению к столице. Проспект должен был иметь ручейки по обеим сторонам, отходящие от акведука Карла, что так и не было реализовано.
Карл де Бурбон внес значительный вклад в разработку основного чертежа и в еще большей степени Мария Амалия Саксонская, которая собственноручно выбирала ткани и элементы декора. Монархи совместно с архитектором лично создавали предварительный план фундамента, схемы расположения аллей, уже высаженных растений. То , как чертежи данного проекта были впервые представлены монархам, описано в письме Ванвителли своему брату Урбано от 22 мая 1751 года. По задумке проектировщика фасад дворца должен был быть ионической структуры с архитектурой главного входа массивнее остальных деталей фасада, дабы придать ему большую подчеркнутость. (Рис.2) Посредине располагался центральный двор, окруженный четырьмя двориками меньшего размера.(Рис.3) Симметрично по отношению к центральному двору располагались две великолепные лестницы.(Рис.4)
Вид дворца снаружи представляет собой торжественную и величественную сдержанность: отвергнут первоначальный замысел возведения замка, окруженного башнями, начинается строительство современного дворца, в котором никакой вышестоящий ордер не уменьшает важности центральной монументальной части конструкции, не говоря уже об особенном оформлении пилястр, которые меняются количественно в зависимости от их месторасположения на главном фасаде или на фасаде обращенном к парку. Структура фасадов одинакова и тесно связана с планом сооружения. Элементы конструкции, пересекающиеся под прямым углом, продлевают свои границы за пределы основного периметра, подчеркивая таким образом расположение небольших колонн пристроенных частей здания. Ванвителли нарочно оставляет без внимания внешние порталы, дабы не нарушать компактность стилобата и подчеркнуть верхние этажи.
Луиджи Ванвителли
Ванвителли родился 2 мая 1700 в Неаполе от Гаспара Ван Вителл из Утрехта и Анны Лауренцини из Рима. Его отец, прекрасный пейзажист, хотел, чтобы его сын стал живописцем, но молодой и ранний художник с годами проявил значительную склонность к архитектуре, особенно к новым тенденциям Барокко: искусство Барроминов процветало как никогда и не могло не повлиять на развитие молодого Луиджи в компании Петра из Кортоны и Жан Лоренцо Бернини. Уже в возрасте Рис.5 Памятник Ванвителли двадцати шести лет он был архитектором в Сан Петро, где прибегали к его услугам в качестве художника. А его талант архитектора показал себя на конкурсе на лучший фасад для Святого Иоана в Латерано.
Монументальный комплекс в Казерте, созданный королем Карлом III Бурбоном в середине ХVIII в. в попытке соперничать с Версалем и Королевским дворцом в Мадриде, является исключительным примером сочетания великолепного дворца с окружающими его парками и садами, а также с природным лесным ландшафтом, охотничьими домиками и шелковой фабрикой. Это яркое выражение эпохи Просвещения в материальной форме, интегрированной в природное окружение.
Дворец выполнен в четыре этажа и имеет прямоугольный плана 247 х 184м , ориентированный по сторонам света. Внутренний двор разбит двумя корпусами, пересекающимися под прямым углом, на четыре равных прямоугольника. Удобство перемещения обеспечивается арками, сквозной галереей и радиальными проходами в центральном перекрестье. Пятиэтажное здание высотой 38 м состоит из 1 200 комнат, соединенных 56 лестницами и освещенных 1 742 окнами, площадь его помещений более 47 000 кв. м. Парадный южный фасад и выходящий на сад северный отличаются лишь немногими деталями.
Кроме искусно освещенного проникающим снаружи светом подвального этажа, внутри которого находились кухня, погреб и служебные помещения, снаружи фундамент отделан рустованным камнем, два этажа украшены полуколоннами и рифлеными пилястрами а последний этаж окружен балюстрадой. Главный фаса имеет три арочных подъезда, две двери и 243 окна, над подъездом расположена огромная раковина с эпиграфом посвященным памяти Карла и Фердинанда.
Фасад, выходящий лицом к парку, одинаков по строению, но оформлен богаче, с окнами, вписанными в рифленые пилястры.
За фасадами возникли хозяйственные постройки, обрамляющие гигантский двор для облегчения повседневных дел. С левой стороны были построены казармы. Здесь во время Второй мировой войны солдатами американской армии организован "Центр отдыха".
Из всех королевских резиденций построенных по подобию Версальского дворца, Дворец в Казерте несет на себе наибольшее сходство с оригинальной моделью: непрерывная балюстрада, небольшой перерывы образованные павильонами, несколько однообразный фасад. Как и в Версале, большой акведук несет огромное количество воды к дворцу. Как и его французский предшественник, дворец был предназначен для отображения силы и величия абсолютной монархии Бурбонов. Для обеспечения необходимой защиты военные казармы размещены прямо внутри дворца. Широкая центральная проезжая часть обрамлена аркой, используемой сегодня для проезда автомобилей.
Работы по отделке Новых апартаментов в стиле ампир начаты лишь в 1806 году под руководством архитектора Джованни Паттурелли и закончены в 1845 году. Картинная галерея состоит в основном из портретов королей, челнов их семей и придворных. В северо-восточном крыле дворца находится Придворный театр –единственное из помещений дворца завершенное при жизни Ванвителли в 1769 году. Зал представляет собой точную уменьшенную копию театра Сан-Карло в Неаполе. Рядом расположен Музей оперы и Территориальный музей, экспозиция которого рассказывает о Казерте с доисторических времен, правлении Бурбонов, создании дворца. Также здесь можно увидеть эскизы и модели дворца, коллекцию предметов обихода, посуды и игрушек.
По главной оси тянется серия фонтанов и водных пространств. Эта великолепная перспектива заканчивается Большим Фонтаном, где вода каскадом падает вниз с высоты 150 м в богатый бассейн, который украшен фигурами Дианы во время купания, и наблюдающего за ней несчастного Актеона.
С торжественного заложения первого камня 20 января 1752 года берет начало процесс строительства структуры королевского дворца. Только на возведение главного здания было затрачено около 4500 000 дукатов. Техническое управление состояло из генерального директора и двух его помощников. Пьетро Бернаскони был бригадиром огромного коллектива рабочих, среди которых значились женщины и подростки наравне с отправленными на принудительные работы и рабами. Программа проведения работ значительно запаздывала по сравнению с запланированными 10 годами по вине различных непредвиденных обстоятельств, возникших в течении данного периода времени: в 1759 году Карл уехал из Неаполя в Испанию, что значительно замедлило работу и в некоторой степени погасило энтузиазм Ванвителли; в 1764 году был сделан вынужденный перерыв в проведении работ из-за голода и последовавшей эпидемии; в марте 1773 года скончался сам Ванвителли. Работа была еще далека от завершения, когда к делам подключился его сын Карл. Он пытался не удаляться от планов, намеченных отцом, но не смог завершить работу так, как это было запланировано по проекту.
Одно из самых замечательных изобретений Ванвителли состоит в использовании галерей и вестибюлей, расположенных по оси здания, и в практической и эстетической функции им предписанной, тесно связанной с разработкой плана центральной части здания. Система внутреннего сообщения была усовершенствована лучеобразными проходами, соединяющими вестибюли с двориками, и арками, которые, в свою очередь, соединяют эти дворики между собой и с внешним пространством: хорошо спланированная сеть проходов и площадок, которая позволит проводить парады, балы, шествия и банкеты без какой-либо путаницы, заторов и происшествий.
Вестибюли имеют восьмиугольную форму перистиля под купольными сводами, опирающимися на колонны; эта центральная часть просторная и наполненная светом. Справа от нее находится главная лестница дворца; слева- статуя Геркулеса на высоком плинте; напротив, на зеленом фоне холмистого пейзажа, сверкает на солнце водопад, высится «хрустальный обелиск на фантастичной платформе, обрисованной белыми лентами аллей» (Г. Киеричи, la Reggia diСaserta, 1930). Сквозь арки галерей видны широкие, как площади, дворы, что является особой функцией в правилах архитектуры Ванвителли: «Во дворце Казеры место двора занимает осевая галерея, обеспечивающая глубокую перспективу, в то время как четыре дворика служат световыми колодцами, местами прохода или ожидания, необходимыми для жизни при дворе, продолжениями дворцовых территорий на открытом воздухе, а не замкнутыми помещения внутри него.
С помощью прудов в садах Королевского дворца, завода Royal Silk планировалось обеспечить новый город необходимым количеством воды. Одна из основных проблем, с которой пришлось столкнуться, был источник воды для строительства, для обеспечения воды в фонтанах и водопаде и для полива растений. Кроме того, король чувствовал необходимость улучшения водоснабжения, чтобы обеспечить Неаполь питьевой водой лучшего качества и в больше5м количестве, чем та, что поступала из Карминяно. Более того, нужно было гарантировать водоснабжение в зарождающейся Казерте и в новом центре Святого Леучио. Подготовительные работы требовали тщательного осмотра, выбора источника воды, приобретения права на использование этих вод.Работы были разделены на три этапа: были пересечены болота, пройдены реки и холмы, проделаны нужные углубления в горах, построены мосты и отрегулированы уровни грунта. Произведение искусства, более всего поражающее своей массивностью и трудозатратой на его реализацию, это мосты на холмах, замечательный виадук длиной более пятисот метров и высотой почти в шестьдесят метров, с тремя рядами арочных сводов (первый состоял из девятнадцати арок, второй из двадцати восьми и третий из сорока восьми), пересекающие долину, разделяющую Лонгано и Гарзано. Это исключительная постройка Ванвителли, которая становится произведением искусства основываясь только на средства строительных технологий. Два века и три землетрясения даже не затронули их поверхностей.И так акведук был построен (завершен в 1769 году), чтобы принести воду из источника Физо на расстоянии 38 км вначале Montebriano.(Рис.6)
Сад является типичным примером барокко, тянущимся на 120 га, он вытянут на 3 км к северу от дворца по равнине до каскадных уступов гор. В его основе лежит Версальский парк. Парк начинается у заднего фасада дворца и продолжается фланговыми длинными дорожками с искусственными фонтанами и каскадами. (Рис.7)
Парк делится на три зоны: первая, расположенная позади дворца, предназначена для партера. Она представляет из себя просто зеленые лужайки, пересекаемые белыми прямыми линиями дорожек. Слева его обрамляет "старый лес", названный так потому, что он существовал на этом месте еще до начала строительства дворца. Справа располагаются лужайки, оканчивающиеся кустарником. Вторая зона простирается до самого водопада, откуда поднимаются холмы Бриано, покрытые лесом. Центральный элемент парка это игра воды, извергающейся из фонтанов, созданных под чутким контролем Карло Ванвителли. Третья зона, не входившая в первоначальный проект, представляет из себя английский сад.
По проекту Ванвителли парк дворца Казерты должен был быть таким же внушительным, что и сам дворец. Архитектор внимательно изучил проекты голландских, немецких и французских коллег и был прекрасно знаком с парками и садами Версаля, Фонтеблеу и Тойлери. Он спроектировал аллею, простирающуюся от дворца до водопада на три километра, обрамленную каменными дубами, широкими газонами, окруженными просеками, с партерами и прямоугольными клумбами, отражающимися на водной глади, украшенными всевозможными растениями. По экономическим причинам первоначальный план был изменен, и итальянский сад превратился в парк, разделенный на две зоны.
Регулярный парк был частью общего проекта, созданного Луиджи Ванвителли, но осуществлен уже после его смерти сыном Карло, который старался максимально сохранить замысел отца. В итоге парк разросся на восток и запад от дворца, что значительно увеличило стоимость, и количество запланированных фонтанов каскада сократили с 19 до 6, не нарушив при этом стройность первоначальной идеи.
Западная часть партера носит название Bosco Vecchio (Старый лес), поскольку он существовал здесь еще до начала строительства. Сеть аллей и дорожек устроена так, что посетитель неизбежно оказывается у Castelluccia (Маленький замок), небольшого двухэтажного павильона в форме башни, окруженной рвом. Восьмиугольная башня, вероятно, 16 века была заново отстроена в 1769 году, как место отдыха короля после шуточных битв или охоты, на месте укрепленных бастионов в 1819 году был разбит цветник. К северу от Bosco Vecchio расположена Pescheria Grande – огромный бассейн размером 270 м на 105 м. Он снабжался водой из акведука и служил для выращивания рыбы к королевскому столу, а во время праздников здесь устраивались морские баталии. Строительство было начато в 1762 под руководством Франческо Коллечини по проекту Ванвителли. Архитектор планировал возвести в центре бассейна павильон, но в результате многочисленных изменений место павильона занял зеленый островок. Фонтаны и каскады, бегущие к горизонту, каждый из которых завешается "Бассейном", спроектированы также Луиджи. За партером начинается длинная линия каскадов и фонтанов.
К ним относятся:
Фонтан Маргарита;
Фонтан Дианы и Актеона (скульптура Паоло Персико, Брунелли, Пьетро Солари);
Фонтан Венера и Адонис (1770-80);
Фонтан Дельфины (1773-80);
Фонтан Эола ;
Фонтан Цереры .
Первый из фонтанов, Маргарита, поражает своей простотой. (Рис.8) Все дело в том, что его сооружение пришлось на момент чрезвычайной стесненности в средствах. За ней следует первый их четырех бассейнов, его ширина 27 м, длина 470 м, и он назван Каскад Дельфинов по имени питающего его фонтана(Рис.9): со скалистого уступа три колоссальных дельфина изрыгают воду, а средний из них к тому же бородат и держится за скалу когтистыми лапами. Следующий фонтан, Эола, одна из незавершенных композиций парка. (Рис.10-12) Проект Ванвителли 1759 года и деревянная модель 1765 года состояла из фигур Эола и Юноны в колеснице, ведомой павлинами, в окружении 54 скульптур ветров. Увы, сейчас у подножия парапета и балюстрады можно увидеть лишь 28 фигур ветров, а оставшихся не у дел павлинов разместили в галереях дворца. На стенах центрального грота находятся четыре барельефа со сценами из жизни богов Анджело Брунелли. Украшают балюстраду фигуры рабов, возможно, поставленные в память о многочисленных рабах-«турках», строивших Казерту.
Над фонтаном Эола расположен второй бассейн, завершающийся скульптурной группой из каррарского мрамора, выполненной в 1783 - 1785 годах Гаэтано Саломоне, автором также и фонтана Дельфины. Сидящая в окружении наяд, тритонов и дельфинов Церера держит в руках медальон с изображением трискелиона.(Рис.13) Следующий фонтан, Венера и Адонис,(Рис.14) расположен уже на склоне холма и состоит из шести ступенчатых водоемов, он также выполнен Саломоне из каррарского мрамора в 1784 - 1786 годах. Богиня умоляет возлюбленного не идти на охоту, рядом с ними стоит разъяренный кабан, центральную группу окружают многочисленные нимфы и амуры.
Завершает перспективу фонтанов Большой каскад (Cascata Grande). Вода, поступавшая раньше из акведука, падает живописным водопадом с высоты 82 м в обширный бассейн, где разворачивается сцена из античной мифологии. Фонтан Дианы и Актеона(Рис. 15-16) открытый в 1762 году состоит из двух скульптурных групп –собирающейся куп аться Дианы в окружении нимф и Актеона, на наших глазах превращающегося в оленя, которого готовы растерзать охотничьи собаки. Скульптуры размером в натуральную величину расположены таким образом, что создается ощущение реальности. С площадки у фонтана открывается великолепный вид вниз на долину и дворец, за которым в дымке виден Неаполь.
К востоку от Большого каскада на 30 гектарах расположился Английский сад (Giardino Inglese). Это ранней континентальной пример раннего континентального "Английского сада".(Рис. 17)
По традиции считается, что английский парк был создан по желанию королевы Марии Каролины, жены ФердинандоIV, которая под влиянием английского посла лорда Гамильтона решила идти в ногу со временем и устроить модный ландшафтный парк. который, в чем мы можем быть уверены, финансировал его обустройство на свои личные средства. Возможно, что на самом деле Лорд Хамильтон, "неординарный посол его величества из Британии" при дворе в Неаполе, посоветовал королеве устроить подобный сад, сыграв на существующей враждебности между ней и ее сестрой Марией Антоньеттой, французской королевой, которая пожелала иметь такой же сад в Петит Трианон в Версале.
Королева вызвала из Англии ботаника Эндрю Графер, одного из самых известных садовников королевства.
Место, выбранное дня того, чтобы разбить сад, находилось неподалеку от большого водопада, где ландшафт, снижающийся к югу, располагал к всевозможному моделированию и культивации самых экзотических культур, которые были со временем высажены. Несмотря на кажущуюся естественность, большая часть растений высажена здесь как в ботаническом саду в соответствии с общим замыслом. Растения свозились из самых различных областей королевства, из других европейских стран и даже из Австралии, Японии и Китая. Грефер покинул королевство в 1798 году вместе с королевской семьей на судне адмирала Нельсона, оставив парк на попечение трех своих сыновей, которым удалось сохранить его, не смотря на все перипетии начала 19 века.
Сад полон чарующих мест, в виде своеобр азных моделей того времени: крытая галерея со статуями, найденными в результате раскопок в Помпее и из Фарнезийской коллекции, маленькое озерцо "купания Венеры" с имитацией развалин Помпеи, дачный домик английского типа, в котором поселился Графер, и, наконец, аперия, используемая Ванвителли как резервуар для воды, потом переделанная в пасеку, а затем, в 1826 году, в крытую галерею.
Рядом с площадкой у подножия Большого каскада находится Английский домик (Casino Inglese) – дом и лаборатория Грефера. (Рис.18) Домик, в котором в последствии жил Графер, состоял из первого и второго этажей, которые создают впечатление большого фундамента, на котором высится дорический ряд колонн и соответственный венчающий карниз, украшенный медальонами. На первом этаже находятся 11 жилых комнат, в которые можно попасть через сводчатое помещение с южной стороны. На втором этаже шесть комнат спереди и столько же сзади, выходящие на южную сторону. Кроме того, в домике есть чердак и помещение, предназначенное для хранения семян и садового инвентаря. Графер непрестанно путешествовал по региону Кампанья, на Капри, по Салентинскому побережью и в Палермо в поисках новых растений для сада. Те, что не были высажены на постоянное место, находились на сохранении в четырех оранжереях, находящихся неподалеку от домика. Только одна из этих оранжерей имела стеклянную крышу и отопление теплым и влажным воздухом. Остальные три были построены ранее в каменной кладке.
В этих оранжереях существовал аквариум, разделенный наполовину на квадраты, каждый из которых предназначался для определенного водного растения. Неподалеку были высажены всевозможные сорта роз и расположена школа ботаники. Поддерживая контакты с английскими ботаниками, Граферу удалось добыть растения, привезенные из Австралии, Китая и Японии. Этим объясняется присутствие японской камелии и других редких растений в саду Казерты. Будучи скорее ботаником, чем садовником, Графер создавал гибриды, собирал экзотические растения и семена, которые делали его сад ботаническим. В 1826 году он был переделан в оранжерею с неоклассическим полукругом зоны аперии, которая, согласно результатам недавней реставрации, использовалась для выращивания овощей.
К югу от дома расположены несколько оранжерей, розарий и Аквариум, круглый бассейн, разделенный на секции, в каждой из которых растет редкое водное растение. Дальше к востоку простирается собственно парк в стиле романтизма, где среди зарослей встречаются античные руины и скульптуры.
Озерцо с кувшинками достаточно широкое, чтобы вместить два островка богатых зеленью, в романтическом стиле вкусов XIX века. На островке, большем о размеру, стоит небольшой храм в ровинах с гранитными и доломитовыми колоннами, найденными во время раскопок в Помпее. (Рис.19) На маленьком островке расположено что-то вроде павильона для уток, лебедей и других водоплавающих птиц, живущих в озере.
Живописная романтичная местность, криптопортик в виде полукруглого нимфеума со стенами из туфа, на которых открываются небольшие ниши декорированные алебастром, и opus reticulatum romano (вид стенной кладки в древнеримской архитектуре), в которых размещены 11 статуй привезенных из Помпей и знаменитой коллекции рода Фарнезе, некоторые из которых уже находились в Казерте раньше 1792 г.
Полы сделаны из мрамора расписанного в шашечном порядке (под плитку), в двух местах она открыта, стена же покрыта искусственными трещинами и сломами. От корней векового дерева ягодного тиса, посаженого на этом месте Грефе, льется вода, которая наполняет озеро, ванны венеры, там где богиня вышедшая из вод представлена в виде «античной» статуи, вырезной Томмасо Солари в 1762 и поставленной на один из рифов которые разделяют воду на тысячи ручейков, до моста, где они формируют небольшой водопад, потом реку и большой водопад. Здесь флора представлена растениями которые нуждаются в высокой влажности и тени, типа папоротников.
На самом севере парка рядом с руинами дорического храма расположена Пасека (Aperia). Вокруг заброшенной цистерны, которую Ванвителли в начале строительства использовал как запасной резервуар, при французах разводили пчел, отсюда название сооружения. В 1826 году уже при Франциске II здесь устраивают оранжерею, а в центре подковообразной колоннады ставят статую Флоры, выполненную Солари по заказу Ванвителли еще в 1761 году. Южнее находится Криптопортик – имитация римской галереи в стиле Помпей, – который украшен статуями, найденными при здесь раскопках до 1792 года и из коллекции Фарнезе, а мозаичный пол относится к Римской империи. У портика берет начало небольшое озеро, один из заливов которого носит название Купальня Венеры, статую богини также выполнил Солари в 1762 году. Дальше ручей образует второе, большее озеро, где на одном из островков виднеются «развалины» римского храма, колонны которого заимствованы из Помпей. У южной границы сада можно увидеть ротонду и лабиринт.
Английский сад Дворца Казерта можно назвать истинным ботаническим садом, так как он богат множеством растений и цветов, которые были редкостью в то время, когда они были посажены. Огромное количество растений экзотических видов нашли здесь свой дом и идеальный для себя климат, который поощрял их буйный рост. Сегодня мы можем увидеть здесь полностью интегрированные в местный пейзаж растения,такие как: эвкалипт, сосна, тис, лавр, кипарис, магнолии, платаны, дубы и акации среди деревьев, как фон, который скрывает линий дорожек. папоротники, водяные лилии и различные кустарники цветут в водах прудов и фонтанов. камелии, Стрелиция, пионы, клюква, вьюнок и розы помещают в специально обрабатываемые лунки земли.. Наконец, в саду Есть красивые образцы пальм на холме с видом на юг, и кактусов и суккулентов, которые растут в перистиле старинных руин, наполовину разрушенных временем колонн.
Королевский дворец Казерты с парком, акведук Ванвителли и комплекс Сан-Леучо в 1997 году были включены в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.